top of page

Почему термин "подрыватели" актуальнее "олигархов"


 

ИЛЬЯ ЗАСЛАВСКИЙ

Предыстория этой заметки, которая может показаться странной или даже нелепой, по сути то, с чего начался этот проект. Обсуждая термин "олигархи" с другими активистами и исследователями, я еще лет пять назад пришел к выводу, что термин этот давно устарел и не отображает процессы во власти и экономике, происходящие в России при Путине, в Казахстане при позднем Назарбаеве, в Азербайджане при младшем Алиеве и далее по списку.

Нет больше олигархов 90-х - богачей с частными капиталами, у которых есть свои независимые СМИ, рычаги или какие-либо атрибуты серьезной подлинной власти. Весь большой, а часто и средний и малый бизнес подмяли силовики, чекисты, произошла спайка ОПГ, олигархов и спецслужб, при чем зачастую в иерархии самыми сильными во власти и в экономике с точки зрения распределения ресурсов и привилегий, стали последние. И все они подчиняются вертикали власти - в каждой стране своей - от российской суверенной демократии до турменской "эпохи могущества и счастья".

Как и нет практически нигде на постсоветском пространстве (за исключением стран Балтии и со многими оговорками в Украине) реального разделения частного и государственного сектора, не действует рыночная экономика и так не создан институт частной собственности. Везде свои авторитарные лидеры, подчинившие олигархов 90-х, и весь бизнес, включая даже средний класс, не только миллиардеры, зависит от госконтрактов, госпривилегий по налогам и инвестициям от "частно-государственных" и просто госкорпораций, и огромный пласт бюджетников, силовиков и пенсионеров, сидящих на остатках ресурсных денег.

Везде есть свои Ролдугины и Усмановы, Захаровы и Бельяниновы, Мамедовы и Утемуратовы, и не понятно, это их деньги и активы у них на счетах и в карманах, или они просто фронтмены, посредники, держатели.

Точно также непонятно, когда эти люди и их капиталы действуют за рубежом, особенно на Западе, они свои капиталы вкладывают ради личных целей, или не совсем свои, и больше ради режимных (чисто политических или сугубо клептократически-отмывочных)?

Агенты, посредники, "двигатели" капиталов и подрывной деятельности Кремля на Западе - это уже не только бывшие олигархи, нынешние путинские бизнес-крепостные на вечном крючке комроматов и круговой поруки (пусть и с яхтами и хорошими счетами) Роман Абрамович, Петр Авен, Михаил Фридман, Сулейман Керимов, Дмитрий Рыболовлев, Леонид Михельсон, но и адвокат Наталья Весельницкая, и дирижер Валерий Гергиев, и высокопоставленные лидеры ОПГ в Испании, и бывшие советские граждане - старые агенты КГБ в капстранах - ре-активированные ФСБ, и молодая поросль "элит", перебравшаяся в Лондон и Нью-Йорк, но продолжающая жить по понятиям.

И этот феномен присущ не только России, но всем клептократиям, особенно относительно богатым прикаспийским, сидящим на нефте и газе. При чем не всегда эти "прорежимные" люди действуют на Западе исключительно и всегда в интересах лидеров клептократов в Москве, Баку, Астане. Они, прежде всего, устраивают комфортную жизнь для себя и своих семей, любовниц и друзей на Западе, готовят один или даже несколько "запасных" аэродрома, но и, по возможности, стараются не терять доступа к доению своих родных стран и их госбюджетов.

Но, что характерно, даже если эти связи они сами потеряли или обрубают, если на них есть история коррупции или сотрудничества с "органами" и ОПГ в 90-ые, то потерять связь с родиной может и не удасться. Клептократы научились очень чутко использовать "по вызову" и на индивидуальной непостоянной - по мере необходимости - основе этих людей на Западе, так как на них есть многие рычаги воздействия. От старого комромата и круговой поруки, до нового подкупа деньгами или статусом в любой точке мира.

Также не стоит отбрасывать культурно-исторический аспект: многие эти люди, особенно старшего поколения, не обязательно действуют по команде, но и никогда так и не научились (и не хотят) капитализму по правилам и жизни по закону. Я это называю "нео-Гулаговские" ценности и практики. И политика, и экономика, и "элита" у нас теперь в бывшем СССР, к сожаленью, прежде всего с советской зоны.

В этой атмосфере постсовкового госкапитализма "дружков" (crony capitalism) нужен, как никогда, новый термин для всех тех активных деятелей и оперативников режимов на Западе.

Еще год назад я обсуждал его с моими коллегами активистами и журналистами-расследователями Наталией Арно, Анастасией Кириленко, Романом Борисовичем, Оливером Боллоу и многими другими. И пришел к выводу, что оптимальным на данный момент является термин "Подрыватели", по-английски "Underminers".

Они, конечно, звучат не идеально. Но, во-первых, они сразу понятны на обоих языках. Во-вторых, они хорошо зеркально переводятся (первое и второе очень трудно достичь на обоих языках). В третьих, я на свой страх и риск придумал дополнительно еще и аббревиатуры к этим терминам. Они тоже неидеальные, но расшифровывают по максимуму то, о чем писал выше.

Подрыватели - подпольные отравляющие демократию распространители влияния агрессивных тираний Евразии с лагерной историей

Underminers - undercover non-democratic emissaries, ringleaders, moguls and infiltrators from neo-Gulag expansionist regimes.

С Наталией и Анастасией и разными экспертами я перебрал множество других терминов. Все они более "кривые", как по-русски, так и по-английски:

Подрывники, подкапыватели, фронтмены, клептоброкеры, клептораспространители.

По-английски тоже были разные идеи:

1) S.C.O.U.T. - Subversion & Coercion Operative of Uncontained Tyranny

2) AD HOC SCOUT – Anti-democracy Handler of Opaque Cashflows and Subversion & Coercion Operative of Uncontained Tyranny

3) Kleptocratic BROKER – Butler or ringleader of kleptocratic expansionist regime

То, на чем остановились пока - это не истина в последней инстанции. Англоязычные коллеги даже ругали термин Underminers, как слишком искусственный и плохо звучащий на английском. Какого же было мое, можно сказать, приятное удивление, когда уже практически год спустя после того как мы его утвердили в статье редакции "Нью-Йорк Таймс" использовался этот же термин (выделено внизу) в том же значении, что и наш, только, правда, по отношению к гражданам и политикам США, подрывающим демократию:

Worse, the policy being undermined was President Barack Obama’s punishment of a foreign adversary for interfering in an American election, and the underminers — Mr. Trump’s team — were the very people who benefited most directly from that interference.

Посмотрим, приживется ли термин или нет, понятен ли он станет благодаря нашим публикациям. Приветствуются любые разумные идеи, какие другие термины могут описать происходящие явления клептократии и ее влияния более внятно и ясно.

Пока же мы будем использовать хэштеги #Подрыватели и #Underminers

bottom of page